Протоиерей Игорь Савва: “Обычай Вифлеемского огня не является религиозным или церковным”

Протоиерей Игорь Савва: “Обычай Вифлеемского огня не является религиозным или церковным”

Протоиерей Игорь Савва: “Обычай Вифлеемского огня не является религиозным или церковным”

Некоторым верующим людям, основывающим свою веру на неясных слухах, рассказах братьев и сестер, содержащих в себе часто те самые «бабьи басни», о которых писал апостол (1Тим.4,7), бывает очень нелегко отличить истинное от ложного, Предание Церкви от народных преданий, глубокие христианские обычаи от поверхностных человеческих придумок.

  • Настоятель храма в честь свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Запорожье протоиерей Игорь Савва, священнослужитель с 1994 года. Выпускник ЗМИ (ЗНТУ) (инженер-электромеханик) в 1985 г., в 2007 г. окончил Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет со степенью бакалавра по специальности «Теология». Также батюшка – участник Jiva Online. По вторникам в 17.00 – огласительные курсы, подготовка ко Крещению и введение в духовную жизнь во Христе. По пятницам в 9.00 – молебен о скорейшем прекращении войны в Украине и за воинов АТО, защищающих Украину (особенно добровольцев). Приглашаем всех неравнодушных! Адрес храма: на территории 9-й больницы г. Запорожье (Правый берег).

Совсем недавно в нашу жизнь вошел новый обычай – каждый год, на Пасху, паломники привозят Благодатный огонь, зажигаемый в Иерусалимском храме Воскресения, вернее в одной его части – Кувуклии (часовне), возведенной над реальным местом Гроба Господня. Многие даже считают, что этот огонь, иерусалимский патриарх зажигает от неугасимой лампады на Гробе Господнем, хотя он сам возгорается чудесным образом, когда патриарх один находится в закрытой Кувуклии. В любом случае, верующие принимают огонь, зажженный патриархом, с большим благоговением, так как он является образом Христа, Света Истинного, «который просвещает всякого человека, приходящего в мир»(Ин.1,9).

Со временем образовался целый чин возжигания Святого Огня на Гробе Господнем. Судя по тому, что при вхождении патриарха в Кувуклию, поется древний гимн «Свете Тихий», можно предположить, что этот чин выделился из вечерней службы. Уже во втором веке вечерня начиналась с вхождения предстоятеля в собрание христиан с пением «Свете Тихий» и последующего возжигания светильников. Это действие сохранилось и в современной вечерней службе под видом входа с кадилом и свечей, только происходит это не с самого начала богослужения, когда светильники к этому времени уже зажжены, а поэтому и свеча, вносимая в алтарь, имеет символический характер. Состав и смысл вечерней службы, в свою очередь, заимствованы христианами из иудейского богослужения. Вечерняя служба в Иерусалимском Храме в девятом часу начиналась с возжигания семисвечника в святилище.

Протоиерей Игорь Савва: “Обычай Вифлеемского огня не является религиозным или церковным”

Благоговейное поклонение огню, зажженному паломниками у Гроба Господнего, стало распространенным современным церковным обычаем. Поэтому невнимательному человеку, не искушенному в ближневосточной географии, трудно не спутать его с еще одним современным обычаем – Вифлеемским огнем. Можно даже не заметить, что это разные обычаи. В обоих случаях – огонь; в обоих случаях – зажженный в Святой земле и связанный с земной жизнью Господа Иисуса Христа. Что же такое Вифлеемский огонь?

Начало этому обычаю было положено совсем недавно. Перед Рождеством 1986 года, в рамках предрождественской акции «Свет из тьмы», австрийское радио из города Линц провело акцию. В Вифлееме, в храме Рождества Христова, ребенком от неугасимой лампады был зажжен огонь и в специальных сосудах переправлен в Австрию для того, чтобы раздать всем верующим.

В 1988 году огонь попадает в руки Бертлю Грюнвальду, астрийскому скауту в Вене, и он предлагает скаутам поддержать новый обычай, вложив в него не только христианский, но и некоторый общественный смысл. Огонь из храма Рождества Христова становится призывом к миру и взаимопониманию.

Новый обычай стремительно распространяется. Большая популярность Вифлеемского огня объясняется тем, что как раз в это время страны Восточной Европы, одна за другой, стремительно освобождаются от давления распадающегося СССР и, что намного важнее, от безбожной советской идеологии. Разрушается та стена вражды и разделения, которую воздвиг в свое время Советский Союз. В некогда социалистических странах восстанавливается религиозная жизнь, начинают опять праздновать христианские праздники. Скауты разных стран на этой волне устраивают целые рождественские походы с огнем из Вифлеема, как символом мира и единства, распространяя его по всей Восточной Европе, включая Украину, Белорусь и Россию.

Обычай Вифлеемского огня не является религиозным или церковным, хотя его поддерживают некоторые представители духовенства. Это гражданская, скаутская акция, имеющая светский характер. Она призвана напомнить миру о том, что любые вопросы можно решить мирно, если потрудиться над взаимопониманием между разными сторонами конфликта, как в личном, так и во всемирном масштабе. Но и обращение к месту Рождества Христова не случайно. Мир, способность прощать, любовь, даже к врагам, это то, что занимает первое место в проповеди Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5,9).

Протоиерей Игорь Савва

***

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Протоиерей Игорь Савва: “Обычай Вифлеемского огня не является религиозным или церковным”

Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви

По материалам сайта: http://hram.zp.ua/

 

Просмотры (798)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *