Зографы посетили Иерусалим земли Русской – Киев.

Зографы посетили Иерусалим земли Русской – Киев.Зографы посетили Иерусалим земли Русской – Киев.

В первые дни лета, учащиеся иконописной школы “Зограф” вместе со своими учителями и во главе с отцом Максимом, благочинным церквей города Мелитополя и настоятелем Свято-Георгиевского храма, после экзаменов первого года обучения, побывали в Киеве.

Целью поездки стало посещение древних храмов и монастырей, музеев и выставок, где представлены старинные иконы, мозаики и фрески.

Киев в это время года утопает в сочной зелени, поэтому после поселения в Киево-Печерской Свято-Успенской Лавре, группа отправилась в два мужских монастыря (находящиеся рядом) через знаменитый киевский ботанический сад.

Национальный ботанический сад имени Николая Гришко – это уникальный комплекс, отражающий широту природы Украины и всей Евразии. Его территорию украшает более 10 тысяч видов различных растений. Условно вся площадь сада (почти 130 гектаров), разделена по видам характерных растений на географические зоны: «Средняя Азия», «Кавказ», «Алтай и Западная Сибирь», «Дальний Восток», «Корея». Также ивы и калины украинской экспозиции, редкие деревья и кустарники Крыма, Карпат и украинских степей.

Жемчужиной ботанического сада является Ионинский монастырь, находящийся в центре сада, куда и отправились будущие иконописцы после великолепной прогулки.

Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь, самый «молодой» из киевских мужских монастырей, расположенный на возвышенности в древней местности Киева, которую называют Зверинец, а гору – Зверинецкой. В давние времена внук святого Владимира князь Всеволод Ярославович любил устраивать возле этих мест охоту на диких зверей – отсюда и название – Зверинец.

Эту местность ещё называют русским Афоном.

Главная святыня монастыря – мощи преподобного Ионы – почивают в склепе Свято-Троицкого храма. Иеромонах Выдубицкого монастыря Иона поселился здесь в 1860. Весной 1862 года над урочищем все озарилось огнем и Иона опешив, поспешил на спасение других монахов от пожара. Но на месте пожара он увидел стоящую в столпе неопалимого пламени Богородицу в окружении святых, которая сказала ему обустроить здесь монастырь.

Учащиеся иконописной школы смогли приложиться к мощам святого Ионы Киевского, рассмотреть настенные росписи внутри храма и мозаику при входе.

Следующим местом посещения группы стал прилегающий к ботаническому саду Зверинецкий монастырь.

В 1997 году братия Ионинского монастыря начала восстановление пещер и храма Зверинецкого монастыря, а в 2009 году Зверинецкий скит преобразован в самостоятельный монастырь.

Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь – Зверинецкий монастырь – древнерусская подземная обитель,

основанная в X-XI вв. на территории Зверинца – загородных охотничьих угодий Киевского князя Всеволода. Монастырь был разрушен половцами в 1096-97 гг.

Пещеры открыты в 1888 г. украинским художником Д. Зайченко. Внутреннее устройство комплекса сходно с пещерами Киево-Печерской Лавры. Была обнаружена пещерная церковь. На стенах сохранились древне-русские рисунки и надписи, в т.ч. знаменитый Зверинецкий крест. В кон. XIX в. монастырь был частично восстановлен в качестве скита Ионинского монастыря.

Пещеры монастыря являются Памятником археологии.

И ещё в одной обители побывали мелитопольцы в первый день своего пребывания в Киеве – это Свято-Введенский мужской монастырь.

Здание, внешне похожее на гражданское, в 1786 г. было передано капитанской вдовой Матроной Егоровой женской общине на Печерске. Сама она была похоронена здесь же, в Введенской церкви. В 1901 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь и открыта церковно-приходская школа для девочек. При советской власти монастырь закрыли, колокольню разрушили, в помещениях разместилась районная больница и склады.

В 1996 г. образован Введенский мужской монастырь. Главной святыней является чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение» – список с одноименной псковской иконы 1420 г. (празднование 16-29 сентября).

Во второй день местами посещения студентов-иконописцев стали Национальный заповедник София Киевская

Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи (“полати”, или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.

Михайловский Златоверхий Собор

Михайловский Златоверхий монастырь – древнейший собор Украины. Первый камень в его строительство был заложен еще в 1108ом году. Прославленный князь Святополк решил таким образом увековечить победу русичей над половцами. Одновременно велось строительство и главного собора – собора Михаила Архангела.

Стоит Михайловский собор на краю Старокиевской горы, недалеко от Андреевской церкви. При его строительстве впервые на Киевской Руси купол был позолочен. Именно за это он и получил звание Златоверхого. Стены собора сложены из чередующихся рядов камня с плоским кирпичом. Также Храм славился своими мерцающими фресками и мозаикой. Образа, выложенные мозаикой, создавали мерцающий эффект, когда они то словно освещены светом, то словно уходят в тень.

и Кирилловскую церковь – памятник архитектуры XII века.

После Софийского собора это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в подлинных стенах и сберегшихся фресках и древнерусской живописи.

Храм был усыпальницей одного из родов древнерусских князей. Реставрации ХVІІ-ХVІІІ веков внешне придали ей черты украинского барокко, но основа и план Кирилловской церкви сохраняется с XII столетия. Впечатление огромности внутреннего вида церкви достигается масштабом, стилем и размером фресковых изображений. Всего сохранилось до 800 кв. м древнерусских фресок, не имеющих аналогов ни в одном из памятников православного мира. Здесь, впервые в древнерусских храмах XII в., написан «Страшный суд». Особенного внимания заслуживает цикл жития святых Кирилла и Афанасия Александрийских. Подлинным шедевром является оригинальная по интерпретации фреска «Ангел, свивающий небо».

Третий день пребывания в столице стал для учащихся школы «Зограф» столь же насыщенным, как и предыдущие два. В планах этого дня было посещение трех музеев, в которых представлены старинные иконы. Везде будущим иконописцам были проведены подробные экскурсии. Сначала группа отправилась в галерею «Чудотворные иконы Афона».

В галерее представлено 11 чудотворных икон. Это списки, сделанные афонскими монахами в келии Буразери, которые по благословению и в непрестанной молитве пишут святые чудотворные образы. Оригиналы этих икон крайне редко покидают пределы монастырей, в которых хранятся (порою всего лишь несколько раз за всю историю существования некоторых Афонских обителей), поэтому представленные чудотворные списки позволяют приобщиться к величайшим христианским святыням всем желающим, что особенно ценно для женской половины общества.

Сейчас в Галерее представлены такие известные иконы Богоматери как «Всецарица», «Достойно есть», «Отрада и Утешение», «Скоропослушница», «Гликофилусса» (“Сладкое лобзание”), «Вратарница», «Економисса», а также иконы: «Архангел Михаил», «Георгий Победоносец» и «Николай Чудотворец».

Затем они посетили Киевский национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (бывшее название – Киевский музей западного и восточного искусства).

Музей искусств, носящий имена выдающихся украинских меценатов – Богдана и Варвары Ханенко (Киевский музей Западного и Восточного искусства) – самое значительное собрание европейского и азиатского зарубежного искусства в Украине. В экспозиции представлены все периоды – средневековое искусство, Ренессанс, барокко, рококо, классицизм.

Отдельный зал-капелла посвящен уникальным византийским иконам VI-VII вв. н.э. Здесь находятся четыре древнейшие христианские иконы, уцелевшие в синайском монастыре св. Екатерины в период иконоборчества – бесценные сокровища культуры мирового значения.

И Киевский национальный музей русского искусства.

Музей (до 1934г. галерея) русского искусства был основана в 1922 году на базе национализированных частных собраний, основу составила коллекция семьи Терещенко. У музея есть отделы древнерусского, XVIII—XIX веков и советского искусства, в которых представлена живопись, скульптура, графика, художественные промыслы. Открыты более 30 залов, собрание представляет более 12 тысяч предметов искусства.

Среди древнейших произведений искусства, икон XIV – XVII вв. – икона домонгольского периода «Борис и Глеб», памятник, созданный в Новгороде в конце XII – первой половине XIII века.

Свой третий день путешественники из Мелитополя закончили подготовкой ко Святому Причастию. Все – и взрослые, и дети – изъявили желание Причаститься Святых Христовых Тайн на самой ранней (5.30 утра) литургии Лавры, в Ближних Пещерах.

После утреннего Богослужения, в последний день пребывания группы в столице нашей Родины, одним из насельников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, иеромонахом Кириллом, была проведена экскурсия по её территории, как музейной части, так и там где учится, живёт и трудится братия обители.

Поездку-посещение древних святынь (проезд и проживание) организовал для учащихся иконописной школы «Зограф» благочинный церквей города Мелитополя протоиерей Максим Смирнов.

Будущие иконописцы получили возможность подробно познакомиться с иконописным наследием, общенациональными и мировыми достояниями, прикоснуться к древней иконе, мозаике, фреске, набраться опыта, и, самое главное – обогатиться духовно.

Алла Евтушенко

Просмотры (36)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *